ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСТВА В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Шелехов И.Л.

Томский государственный педагогический университет (г. Томск, Российская Федерация), доцент кафедры психологии развития личности факультета психологии и специального образования, кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии психологических наук.

Белозѐрова Г.В.

Томский государственный педагогический университет (г. Томск, Российская Федерация), начальник редакционно-издательского отдела, магистр психологии.

Аннотация:

Обозначена актуальность исследования феномена детства. Определены области научного знания о детстве. Представлена дефинитивная палитра термина детства. Предложено авторское определение детства. Исследованы подходы к изучению детства. Раскрыта цель детства, изучены его функции. Обозначены особенности процесса развития ребенка. Рассмотрено пространство детства, описаны его характеристики и функции. На основании сопоставления и анализа данных системного исследования сделаны следующие основные выводы: интерес социума к проблеме детства возникает с эпохи Возрождения (XIV–XVII вв.); различные аспекты мира ребенка и его психологии раскрываются в произведениях искусства (графика, живопись, скульптура), художественной и просветительской литературе; психология детства является актуальной и перспективной темой научного исследования. Исследование феномена детства носит полидисциплинарный характер: традиционно это науки о человеке (психология, социология, философия, биология, медицина, история, культурология), а также специфические области междисциплинарного знания (психоанализ, педагогика, этнография, история). Целью детства как периода онтогенеза является взросление, рассматриваемое как присвоение, освоение, реализация взрослости. В периоде детства Homo sapiens sapiens выделяются три основные функции, отражающие гетерогенные аспекты существования человека: биологическая (соматическое развитие организма), психологическая (развитие психики человека), социальная (включение индивидуума в систему общественного воспитания). Существуют две точки зрения на процесс развития ребенка: развитие непрерывно и развитие дискретно. Детство интерпретируется как производная от исторической эпохи, характерной для нее культуры (духовной и материальной), уровня экономического развития и представляет собой n-мерное психосоциокультурное пространство.

Ключевые слова:

наука; психология; педагогика; детство; ребенок; развитие; социум