ТРУДНОСТИ В ВОСПРИЯТИИ И ПОНИМАНИИ ТЕКСТА ОПРОСНЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КАК ИСТОЧНИК НИЗКОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Гриднева А.А.

ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), преподаватель кафедры организации кадровой, социальной, психологической и воспитательной работы, кандидат психологических наук

Аннотация:

На современном этапе развития психодиагностики существует множество теоретически обоснованных, валидных опросных методов изучения личностных особенностей и психических состояний. Несмотря на это, при качественном изучении личности конкретного индивида во время консультирования по результатам диагностики обнаруживаются несоответствия между выводами тестов и самовосприятием респондентов, результатами, полученными методом экспертных оценок, методом анализа документов. Согласно гипотезе исследования, одной из причин возникновения таких несоответствий являются трудности в восприятии и понимании текста психодиагностических методик. В статье рассмотрены механизмы восприятия и понимания устной и письменной речи, обозначены возможные ошибки в трактовании текста стандартизированных опросных психодиагностических методов с точки зрения нейрофизиологии, нейропсихологии, общей психологии, психолингвистики и социально-культурных аспектов. Исследование носит теоретический характер и нацелено на разработку этапов эмпирического изучения различий в понимании инструкции и заданий теста в условиях уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова:

психодиагностика; достоверность изучения личности; восприятие речи; понимание речи; понимание текста методик.