К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ

Шредер О.Б.

ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры организации кадровой, социальной, психологической и воспитательной работы, кандидат философских наук

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы подростков и их влияние на поведение. Отмечается, что пубертатный период, даже для подростков не подверженных эмоциональным проблемам и сложностям, является серьезным периодом эмоциональных, физических и неврологических изменений. Эмоциональные переживания подростка отличаются особой яркостью и интенсивностью, а их амплитуда крайне высока. Настроение подростков непостоянно и неустойчиво. Подростковый возраст является критическим и вместе с тем решающим в формировании личности. Таким образом, характерные возрастные противоречия у подростков иногда сопровождаются поведением с отклонениями от социальных норм. Фоном преступного поведения подростков является психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность. Описано эмпирическое исследование, результаты которого позволяют констатировать, что в преступлениях, совершаемых несовершеннолетними при доминировании в поведении эмоциональной сферы, определенные действия возникают внезапно и носят импульсивный характер. Преступное поведение подростков обусловливается ситуативными обстоятельствами, недостаточно регулируются на эмоциональном уровне. Поведенческие основы подросткового возраста необходимо учитывать при отбывании наказания несовершеннолетних в воспитательной колони. В качестве эффективной психокоррекционной стратегии автором рекомендована диалектикическая поведенческая терапия (DBT), в рамках которой терапевт помогает подростку увидеть, как эффективность, так и негативные последствия его поведения в контексте помощи в нормализации и принятия его жизненного положения.

Ключевые слова:

несовершеннолетние осужденные; эмоционально-волевая сфера подростков; подростковый возраст; поведенческие основы переходного возраста; диалектическая поведенческая терапия.