ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Писарев О.М

ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), начальник кафедры организации кадровой, социальной, психологической и воспитательной работы, кандидат психологических наук, доцент.

Будник Л.В.

ФКУ Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области (п. Винзили, Российская Федерация), начальник психологической лаборатории

Аннотация:

В статье рассматривается проблема агрессивности у несовершеннолетних лиц, совершивших уголовные деяния и отбывающих наказание в воспитательной колонии. Отмечается, что в местах лишения свободы фиксируется негативная тенденция, связанная с увеличением числа случаев агрессивного поведения осужденных. Предложено обоснование тезиса о том, что для понимания агрессии существует необходимость абстрагирования от ряда подструктур и выделения группы переменных, непосредственно влияющих на генезис агрессивного поведения. Обозначена цель исследования, которая заключается в изучении уровня агрессии и агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в условиях лишения свободы. На базе ФКУ «Тюменская воспитательная колония» УФСИН России по Тюменской области проведено эмпирическое исследование показателей агрессивного поведения. Выборка исследования представлена экспериментальной группой, в которую вошли отбывающие уголовное наказание несовершеннолетние правонарушители мужского пола (n=30), и контрольной группой – учащимися одного из муниципальных автономных общеобразовательных учреждений г. Тюмень (n=30). Определен психодиагностический инструментарий, осуществлен сбор и анализ фактического материала, адекватный целям и задачам исследования. Выявлено, что у несовершеннолетних осужденных показатели агрессивности имеют высокие значения в ситуациях, связанных с качественными изменениями социальной позиции. С учетом полученных результатов выделены три направления социально–психологической коррекции и профилактики агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных. Констатируется необходимость поиска эффективных стратегий, в основе которых должны лежать внутренние импульсы, нейтрализующие агрессивные тенденции подростков. Формулируется вывод о том, что коррекция агрессивного поведения будет эффективна при одновременном формировании навыков социально-позитивного уверенного поведения у несовершеннолетних осужденных.

Ключевые слова:

стиль поведения; агрессивное поведение; агрессия; воспитательная колония; несовершеннолетние осужденные; психопрофилактика.